Главная :: Видеофильмы :: Аудиокниги :: Слайд-шоу и Скринсейверы :: Почта :: Ссылки ::  

ИСЛАМ

Составитель Владимир Антонов


Глава из книги
"Классика духовной философии и современность"

"New Atlanteans", Lakefield, 2007
ISBN 978-1-8975-1003-2
© Антонов В.В., 2007

Заказать книгу в Lulu.com.



КОРАН

Ислам — одна из трёх ведущих на Земле религиозных систем.

Но говорить об исламе в России надо не только поэтому, а в большей мере потому, что ислам в лаконичной и методологически верной форме выражает этику отношения человека к Богу.

Более того, именно в исламе, а не в массовом христианстве, нашло реализацию то отношение к Богу, которому учил Иисус Христос.

Что же такое ислам?

Он исторически имеет корни в иудаизме и христианстве. Он почитает еврейских пророков, Иисуса Христа (арабск. — Иса). Он зовёт своих последователей к Богу-Отцу (арабск. — Аллах), как Его понимали и еврейские пророки, и Иисус. Коран — главная священная книга ислама — содержит их изречения и описания их деяний. Повествование в Коране ведётся через пророка Мухаммада от Бога, Который даёт Мухаммаду как чисто личные рекомендации, так и разъяснения правильного понимания Себя и Пути к Себе.

В чём же новизна ислама? Почему бы Богу было не распространить среди людей, ныне охваченных исламом, например, христианство?

А дело в том, что очень многие люди, называвшие себя христианами, уже тогда отдалились от Учения Иисуса Христа. Современное же массовое христианство вообще в значительной мере потеряло Бога, и его адептов можно только условно называть христианами — лишь поскольку они продолжают соблюдать древние христианские обряды.

... Сравним с Индией. Люди Индии имеют Бхагавад-Гиту, где есть достаточно подробное описание того, что такое Бог и что в связи с этим должен делать человек. Но и в Индии большинство людей оказывается неспособным (в силу преобладания по численности в любом регионе Земли — людей ранних стадий психогенетического развития) принять концепцию монотеизма. Так, в массовых индуизме и буддизме махаяны в настоящее время доминирует упование вовсе не на Бога, столь ярко представленного в Бхагавад-Гите, а на языческих мифических «богов»: Ганешу, Кали и др. с соответствующей иконографией. А в некоторых выродившихся ветвях буддизма эта тенденция зашла до того, что Богу вообще уже не нашлось места и Он был отвергнут вовсе.

Но люди, ориентировавшиеся на иудейскую и христианскую Библии, оказались в этом отношении в ещё худшем положении, поскольку эти книги не содержат описания Бога, которое было бы способно удовлетворить запросы интеллектуально ищущего человека: там Бог обрисовывается лишь в той мере, чтобы стать объектом веры, но не объектом знания.

Поэтому возврат к более удобной для молодых душ языческой форме религиозного миропонимания среди людей, охваченных христианством, был ещё более лёгким.

Потеря Бога в массовом христианстве во многих странах выразилась в том, что Бог, проповедовавшийся иудейскими пророками и Иисусом как Главный Объект внимания, устремлённости и любви, оказался вытесненным языческими культами Николая Чудотворца и других «святых угодников», культом земной матери Иисуса, которая, хоть и была, несомненно, замечательнейшей женщиной и праведницей, но так и не смогла понять и принять то, чему учил её Сын, даже посчитав однажды Его сошедшим с ума (Мк 3:21,31-35). А главная суть Учения Иисуса о стремлении к Совершенству, к познанию Бога-Отца — оказалась вытесненной... молитвенным попрошайничеством.

Дошло до того, что Вселенское Изначальное Сознание стали изображать в виде старичка, сидящего на облачке, а Святого Духа — в виде голубя.

Важно отметить, что языческая тенденция была узаконена православием уже в самой литургике, где очень хорошая, но отнюдь не Божественная Мария, мать Иисуса, стала величаться, как «Царица моя преблагая», «Владычица наша», мы же — её рабы, не имеющие надежды на помощь, кроме как от неё. (А Бог, как мы видим, в таком случае оказывается как бы и вообще не при чём).

И вот, видя начало этой тенденции, Бог ещё раз повторил через Своего пророка Мухаммада, что люди должны сосредоточить внимание и посвятить жизни именно Тотальному Вселенскому Богу-Творцу.

Само слово ислам, кстати, переводится на русский язык как покорность Богу, а слово мусульманин (арабск. — муслим) — как предавший себя Богу.

Суть ислама выражается в двух формулах: «Ла иллаха илля ллах» — «Нет бога, кроме Бога!» и «Аллаху акбар» — «Бог велик!» («велик», разумеется, не в том смысле, что Он — такой как бы знатный, страшный и таинственный человек, что Его надо уважать и бояться, а в том, что Божественное Сознание действительно не имеет обозримых границ во вселенной и что Бог есть действительно Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Творения и судьбы каждого из нас).

Имея пример вырождения веры у множества христиан, мусульмане пошли даже на такую крайность, как запрет на живописное и скульптурное изображение людей и животных, чтобы у кого-то не возник соблазн им поклоняться (этот запрет был несколько смягчён лишь в последнее время).

Может у кого-то встать вопрос: а почему это столь важно — устремлять свой взор преимущественно на Бога-Отца, а не, скажем, на Иисуса Христа или другого Аватара? Оказывается, что это действительно имеет принципиальное значение с точки зрения методологии духовного совершенствования. Это так, ибо только строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у зрелых адептов актуализировалась потребность к изучению и практическому освоению многомерной структуры Творения и чтобы поиск Творца, Цели, Учителя направился в её глубины, а не «по плоскости» в грубых пространственных мерностях, что свойственно язычникам.

* * *

Оценивая столь высоко теологическую концепцию ислама, надо, вместе с тем, предостеречь читателя от некритического отношения к тому, что могут проповедовать отдельные мусульмане или их группы. Хотя бы уже тот факт, что в исламском мире отнюдь нет единодушия по некоторым вопросам религии, доказывает, что лишь Бог знает всё, а людям свойственно делать ошибки.

Отметим также, что Коран предназначен лишь для того, чтобы заложить и укрепить в человеке основу правильной веры, в результате чего адепты получают возможность двигаться по религиозному Пути дальше. В исламе ступень обретения и укрепления веры, а также освоения религиозной дисциплины называется шариатом. На этой ступени — чтобы не оттолкнуть массу потенциальных адептов — Коран не требовал от них даже отказа от традиционного для населения той части Земли «убойного» питания, которое несовместимо с более высокими ступенями продвижения по религиозной лестнице — тарикатом и др.

Очевидно, также нет никакого смысла привносить всем людям в их современный быт те правила поведения, которые Бог дал через Мухаммада конкретной группе людей в конкретный исторический период, к тому же на фоне постоянных военных действий. Имеет смысл призывать вовсе не к мелочному соблюдению правил быта, изложенных в Коране, которые касаются того, что есть, как одеваться и как жениться, — а к вмещению принципиальных основ отношения к Богу.

Ниже мы приведём некоторые наиболее важные цитаты из Корана (в переводе И.Ю.Крачковского, с несколькими незначительными уточнениями) и Сунны.

Ещё раз подчеркну, что, читая их, не будем забывать, что слово Аллах является арабским эквивалентом слов Творец, Бог-Отец, Ишвара, Дао, Изначальное Сознание и других синонимов.

* * *

Во имя Аллаха любящего, сострадающего!


1:1. Хвала — Аллаху, Господу миров,

1:2. любящему, сострадающему,

1:3. Царю в день суда!

1:4. Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

1:5. Веди нас по дороге прямой!

2:20. ... Не придавайте же Аллаху равных!...

2:101. Разве ты не знаешь, что у Аллаха — власть над небом и Землёй и что нет у вас, помимо Аллаха, ни близкого, ни помощника?

2:109. Аллаху принадлежит и восток, и запад; и куда бы вы ни обратились — там Лик Аллаха...

2:111. Он — Творец неба и Земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то только говорит ему: «Будь!» — и оно бывает.

2:136. ... Скажи: «Аллаху принадлежит и восток и запад, Он ведёт, кого хочет, по Прямому Пути!».

2:142. Истина — от твоего Господа, не будь же в числе сомневающихся!

2:143. У всякого есть направление, куда он обращается. Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах!

2:149. Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: «мёртвые!», — нет, живые! Но вы не чувствуете.

2:150. Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах и плодах. И обрадуй терпеливых —

2:151. тех, которые, когда их постигает бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!»:

2:152. это — вы, над которыми Благословение от вашего Господа и Милость, и вы — идущие верным путём!

2:158. И Бог ваш — Бог единый, нет Божества, кроме Него — любящего, сострадающего!

2:160. А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных (Ему); они любят их, как любят Аллаха. А те, которые уверовали, — сильнее любят Аллаха...

2:213. ... Может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас — благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас — зло, — поистине, Аллах знает, а вы не знаете!

2:257. Нет принуждения в религии! Уже ясно отличился Прямой Путь от заблуждения! Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, — тот ухватился за надёжную Опору, для Которой нет сокрушения!...

2:266. ... Аллах не ведёт Прямым Путём людей неверных!

2:273. ... Аллах сведущ в том, что вы делаете!

2:282. ... И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах вас учит, и Аллах знает о всякой вещи!

3:1. Аллах — нет Божества, кроме Него! Он — живой, сущий!

3:2. Ниспослал Он тебе Писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано прежде. А ниспослал Он Тору и Евангелия раньше в руководство для людей...

3:4. Поистине, от Аллаха не скрыто ничто на Земле и на небе. Он — Тот, Кто придаёт вам форму в утробах, как пожелает...

3:27. Пусть верующие не берут себе близкими неверных!... А кто сделает это — у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их страхом. Аллах предостерегает вас от Самого Себя: (ведь) к Аллаху — возвращение!

3:47. ... Аллах — лучший из хитрецов.

3:53. Истина — от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!

3:66. ... Скажи: «Поистине, прямое руководство — руководство Аллаха!...».

3:74. И не прикажет Он вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами...

3:106. ... А если бы уверовали обладатели Писания* — было бы лучше для них! Среди них есть верующие, но большая часть — распутники.

3:109. Не одинаковы они: среди обладателей Писания есть община стойкая...

3:143. ... Аллах — ваш Покровитель! И Он — лучший из помощников!

3:151. И, конечно, если бы вы были убиты на пути Аллаха или умерли, то прощение от Аллаха и милосердие — лучше того, что вы собираете!

3:163. И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, — мёртвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел!

3:170. Пусть не печалят тебя те, которые устремляются к неверию: ведь они ни в чём не повредят Аллаху!...

4:40. И поклоняйтесь Аллаху! И не придавайте Ему никого в сотоварищи! А родителям — делание добра! И близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику... Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастливы,

4:41. которые скупятся, и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от Своей щедрости!...

4:80. ... И если постигает их хорошее, они говорят: «Это — от Аллаха!», а когда постигает их дурное, они говорят: «Это — от тебя!». Скажи: «Всё — от Аллаха!». Почему же эти люди никак не могут понять рассказа?

4:81. Что постигло тебя из хорошего, то — от Аллаха, а что постигло из дурного, то — от самого себя.

4:111. ... Кто приобретёт грех — тот приобретёт его против самого себя; поистине, Аллах — знающий, мудрый!

4:174. О люди! ... Те, которые уверовали в Аллаха и держались за Него, — Он их введёт в Свою Милость и Щедрость и поведёт их по пути к Себе прямой дорогой!

5:18. О обладатели Писания! К вам пришёл Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в Писании и проходите мимо многого...

5:19. Не веруют те, которые говорят, что Аллах — это Мессия*, сын Марйам* ...

5:64. Скажи: «О обладатели Писания! Неужели вы мстите нам только за то, что мы уверовали в Аллаха и в то, что было низведено нам, и в то, что было низведено раньше, и за то, что большая часть вас — распутники?».

5:71. ... Поистине, Аллах не ведёт прямо людей неверных!

5:76. Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — Мессия, сын Марйам!». А Мессия сказал: «О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху — Господу Моему и Господу вашему!».

5:77. Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — третий из трёх», — тогда как нет никакого Божества, кроме Единого Бога!...

5:116. И вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марйам! Разве Ты говорил людям: “Примите Меня и Мою мать двумя Богами кроме Аллаха?”». Он (Иса) сказал: «Хвала Тебе! Как можно Мне говорить то, что Мне не по праву?…

5:117. Я не говорил им ничего, кроме того, о чём Ты Мне приказал: “Поклоняйтесь Аллаху, Господу Моему и Господу вашему!”»...

6:17. Если коснётся тебя Аллах бедствием, то нет избавителя от этого, кроме Него...

6:32. Здешняя жизнь — только игра и забава; будущее жильё — лучше! — для тех, которые богобоязненны. Разве вы не сообразите?

6:51. ... Нет... — помимо Него — покровителя и заступника...!

6:106. Следуй тому, что внушено тебе от твоего Господа: «Нет Божества, кроме Него!», — и отвернись от многобожников!

7:6. ... Мы не бываем отсутствующими!

7:26. ... Поистине, Мы сделали шайтанов* покровителями тех, которые не веруют!

7:40. А те, которые уверовали и творили благое, — Мы возлагаем на душу только возможное для неё, — они — обитатели рая...

7:179. У Аллаха — прекрасные имена*; зовите Его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о Его именах! Будет им воздано за то, что они делают!

9:51. Скажи: «Не постигает нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах! Он — наш Покровитель!». И на Аллаха пусть полагаются верующие!

9:117. Поистине, Аллаху принадлежит власть над небом и Землёй! Он живит и умерщвляет, и нет у вас — помимо Аллаха — заступника и помощника!

10:13. А когда человека коснётся зло — он взывает к Нам (будучи) и на боку, и сидя, и стоя; когда же Мы удалим постигшее его зло — он проходит, как будто бы и не призывал Нас против зла, коснувшегося его...

10:45. Поистине, Аллах ни в чём не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе!

10:107. Если Аллах коснётся тебя злом — то нет избавителя от этого, кроме Него. А если Он пожелает тебе добра — то нет удерживающего Его Милость...

11:18. Кто желают жизни близкой и её украшений — тем Мы поможем полностью завершить дела их в ней, и они здесь не будут обделены.

11:19. Это — те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме ада, и тщетно то, что они совершили здесь, и ничто есть то, что они творили!

13:36. А те, кому Мы даровали книгу (Коран), — радуются тому, что ниспослано тебе... Скажи: «Мне повелено поклоняться Аллаху и не придавать Ему сотоварищей; к Нему я призываю, и к Нему — моё возвращение!».

16:120. ... Поистине, твой Господь прощающ, милостив — для тех, которые творили зло по неведению, а потом раскаялись после этого и исправили.

17:24. И решил твой Господь, чтобы вы не уповали ни на кого, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное.

17:25. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, ибо они воспитывали меня маленького!».

17:28. И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, —

17:29. ведь расточители — братья шайтанов!...

17:31. И не делай твою руку привязанной к шее*, и не расширяй её всем расширением* — чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким!

17:32. Поистине, Господь Твой простирает удел, кому Он желает, и всё распределяет. Поистине, Он о Своих рабах знающ и видящ!

17:39. И не ходи по земле горделиво!...

18:110. Скажи: «Я ведь — человек, подобный вам; ниспослано мне Откровение о том, что Бог ваш — Бог Единый. И кто надеется встретить своего Господа — пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему (пусть) не присоединяет к Нему никого!».

20:7. Бог! — нет Божества, кроме Него; у Него — прекрасные имена!

20:48. Он сказал: «Не бойтесь, Я — с вами, слушаю и вижу!»...

21:36. Всякая душа вкушает смерть*; Мы испытываем вас злом и добром для испытания; и к Нам вы будете возвращены!

22:74. Аллах избирает посланников из ангелов и из людей...

28:50. ... Кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт Прямым Путём людей неправедных!

28:59. Господь твой не был таков, чтобы губить селения, пока не пошлёт в них посланника, читающего им Наши знамения (для обращения к праведности). Мы не губили селений без того, чтобы обитатели их были неправедны!

31:20. И когда скажут им: «Следуйте за тем, что ниспослал вам Аллах!», — они говорят: «Нет, мы последуем за тем, на чём нашли отцов наших!»...

31:21. А кто обратил своё лицо к Аллаху и творит добро — тот ухватился за надёжную опору!...

31:22. А кто не уверовал — пусть не печалит тебя его неверие! К Нам их возвращение, и Мы объясним им о том, что они совершили...

32:11. Скажи: «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены».

32:12. А если бы ты видел, как грешники поникают глазами у своего Господа: «Господь наш, мы увидели и услышали! Верни же нас, чтобы мы смогли творить благое! Мы ведь (теперь) убеждены в истине!».

32:20. А те, которые распутствовали, — их пристанище — ад. Всякий раз, как они пожелают выйти оттуда, — их туда возвращают и говорят им: «Вкусите наказание ада, который вы считали ложью!».

32:21. И дадим Мы вкусить им наказания ближайшего*, (которое есть) помимо наказания величайшего*, — может быть, они вернутся!

33:5. ... Нет на вас греха, в чём вы ошиблись, а только в том, что замышляли (дурного)...

33:16. Скажи: «Не поможет вам бегство, если вы бежите от смерти!...».

33:41. О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием, и прославляйте Его утром и вечером!

33:39. Поистине, Аллах держит небо и Землю, чтобы они не исчезли...

37:182. И — хвала Аллаху, Господу миров!

39:43. Аллах принимает души в момент смерти; а ту, которая не отошла, — во сне…

39:56. Следуйте за лучшим, что ниспослано вам от вашего Господа!...

39:66. ... Аллаху поклоняйся и будь благодарным!

40:62. И сказал Господь: «Зовите Меня, Я отвечу вам!...».

41:5. Скажи: «Ведь я — человек, такой, как вы; мне было извещено, что Бог ваш — Бог единый. Устремляйтесь же к Нему прямо и просите у Него прощения!...».

41:7. Поистине, тем, которые уверовали и творили благое, — им награда неистощимая!

41:46. Кто творил благое — то для самого себя, а кто творил злое — тоже против себя...

41:51. А когда Мы оказали милость человеку, он поворачивается и удаляется. А когда коснётся его зло, он — обладатель широкой молитвы.

42:8. ... Аллах — мой Господь, на Него я положился и к Нему обращаюсь!

42:12. ... Аллах избирает к Себе, кого пожелает, и ведёт к Себе (того), кто обращается.

42:29. А (если) что постигает вас из несчастий — так это то, что навлекли ваши руки; и прощает Он многое.

42:47. ... А когда Мы даём человеку вкусить Нашу милость — он радуется ей, а если его постигает зло за то, что раньше уготовили его руки, — то ведь человек неблагодарен!

42:48. Аллаху принадлежит власть над небом и Землёй; Он творит, что хочет, даёт, кому пожелает — женское потомство, кому пожелает — мужское.

42:49. Или Он соединяет их: мужчин и женщин; а кого желает, делает бесплодными...

46:2. Мы не создали небо и Землю и то, что между ними, иначе как по истине и на определённый срок...

49:12. О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли — грех...

59:20. Не равны обитатели ада и обитатели рая. Обитатели рая — они — достигшие успеха!

59:22. Он — Аллах, нет Божества, кроме Него, — Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Наивысший; хвала Аллаху...!

59:24. Он — Аллах — Творец, Создатель, Учитель. У Него — самые прекрасные имена! Хвалит Его то, что в небе и на Земле. Он — великий, мудрый!

84:6. О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением — и встретишь Его!

87:1. Хвали же имя Господа твоего Высочайшего...!

СУННА

А теперь познакомимся с некоторыми хадисами — высказываниями пророка Мухаммада и Бога через него, записанными в книгах Священного Предания ислама — Сунне (цит. по [63]):


Хорошее воспитание — это наилучшее наследство, которое можно оставить детям.

Говори всегда правду, если даже она тебе не выгодна!

Тем, что знаете, делитесь с другими и научите их!

Того, кто никого не пожалел, никто не пожалеет.

Не будьте обузой для людей!

Не садитесь между двумя сидящими, не спросив у них предварительно разрешения.

Будьте бережливыми и не допустите себя до впадения в нужду!

Не делайте ничего такого, что после будет мучить вашу совесть!

Богатство заключается не в количестве товара, а в широте души.

Знание есть клад, ключом к которому является любознательность.

Отойдите от глупца!

Избегайте опьяняющих напитков!...

Спокойствие — выигрыш, смятение — потеря.

Не торопитесь в решениях и предусматривайте последствия!

Не судите никого, основываясь на предположениях, или если у вас есть сомнения.

Увещайте каждого не делать зла!

Если виновного приходится наказывать, никогда не бейте его по лицу!

Встающий поздно закрывает себе дверь к достатку.

Всякая взятка есть грех и мерзкий источник дохода!

Тот, кто вспылил, пусть замолчит немедленно!

Негостеприимный человек — неполноценный человек!

Вознаградите тех, кто сделали вам добро!

Достойное дело — простить тому, кто тебя обидел, дать тому, кто тебе отказал, протянуть руку мира тому, кто с тобой ссорится!

О человек! Если не насытишься ты малым, не удовлетворит тебя и большее!

Добрые дела делай без шума.

Не желайте смерти ни себе, ни другим.

Тот, кто не благодарит людей, — не поблагодарит и Аллаха.

Всё, созданное Аллахом, прекрасно, хотя люди не всегда это понимают!

Аллах сотворил болезни, но Он сотворил и лекарства от них.

Аллах щедр и любит щедрых людей.

Для всего есть свой путь. Путь же в рай открывает знание.

За знаниями не ленитесь идти даже в далёкий Китай, потому что приобретение знаний есть главнейшая обязанность мусульманина!

Попрошайничество есть занятие непристойное!

Приступайте к еде, памятуя Аллаха, и не будьте привередливы в пище!

Врата к благосостоянию находятся под замком. Ключом для него является труд.

Гадать и верить словам гадалок, предсказателей и чародеев — это мерзость.

Плохого человека характеризуют следующие признаки: он лжёт в разговоре, не исполняет своих обещаний и, чувствуя безнаказанность, творит подлые дела.

С работником рассчитайся за содеянное, пока у него не высох пот!

Кто нравом мягок, поведением хорош и не вредит другим — того не коснутся огни ада!

Час, затраченный на приобретение полезных знаний, Аллаху угодней, чем целая ночь, проведённая в молитве.

Во всякое время старайтесь быть чистыми!...


Специально для мужчин:


Хорошо относитесь к женщинам!...

Благородный хорошо относится к женщинам, подлый же будет с ними коварен.

Уважайте женщин!...

Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери!

Вернуться к содержанию

'ПРОРОК. СОВЕРШЕНСТВО. ПОСЛЕДНЕЕ БОДРСТВОВАНИЕ. ДУША'* — Джебран Халиль Джебран

Как снопы пшеницы, она собирает вас вокруг себя.

Она обмолачивает вас, чтобы обнажить.

Она просеивает вас, чтобы освободить от шелухи.

Она размалывает вас до белизны.

Она месит вас, пока вы не станете мягкими.

А потом вверяет вас своему святому огню, чтобы вы стали святым хлебом для святого Божьего причастия.

Всё это творит над вами любовь, дабы вы познали тайны своего сердца и, через это познание, стали частью Сердца Жизни.

Но если, убоявшись, вы будете искать в любви лишь покой и усладу, то лучше вам прикрыть свою наготу и, покинув гумно любви, уйти в мир, не знающий времён года, где вы будете смеяться, но не от души, и плакать, но не всласть...

Если ты любишь, не говори: "Бог в моём сердце!", скажи лучше: "Я — в Сердце Божием".

Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи.

Отдавайте свои сердца, но не во владение друг другу.

Ваши дети — не дети вам. Они — сыновья и дочери тоски жизни по самой себе. Они приходят благодаря вам, но не от вас.

И хотя они с вами, они не принадлежат вам.

Вы можете дать пристанище их телам, но не душам.

Вы можете стремиться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на вас.

Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы вперёд.

Лучник видит свою цель на пути бесконечности и сгибает вас Своей силой, чтобы Его стрелы летели быстро и далеко.

Пусть ваш изгиб в руке Лучника несёт радость. Ибо, как любит Лучник летящую стрелу, так любит Он и лук, который неподвижен.

... Вы даёте лишь самую малость, когда дарите часть того, чем владеете. Только тогда, когда вы будете отдавать часть самого себя, — вы по-настоящему дарите.

Есть такие, кто дарят с радостью, и эта радость — их награда.

... Любое стремление слепо, пока нет труда.

И любой труд пуст, пока нет любви.

И только когда ты делаешь с любовью — ты соединяешь себя с собой, и с другими людьми, и с Богом.

Как океан, безбрежна Божественная часть вашего "Я". Она всегда остаётся неосквернённой.

Похожа на Солнце Божественная часть вашего "Я".

Но Божественное "Я" — живёт не только в вас.

... Многое в вас ещё от человека и даже от того, кто был до него.

Убитый не свободен от ответственности за своё убийство.

Если кто-то из вас возьмётся судить о чьей-то неверной жене, то пусть он взвесит и сердце мужа её на весах и измерит душу его по всем меркам.

И пусть тот, кто готовит плётку обидчику, всмотрится в душу того, кто обижен.

... Океан всегда смеётся над простодушными.

... И хотя вы в одеждах ищете свободу иметь свою тайну, вы найдёте в них лишь хомут и цепи. А без них вы смогли бы встретить солнце и ветер всей вашей кожей, а не только хитоном.

Не забывайте, что скромность — это щит против глаза, который нечист. И когда нечистых не будет, не станет ли скромность лишь уздой и обманом ума?

И не забывайте — Земле приятно чувствовать ваши босые ноги, а ветрам хочется играть вашими волосами.

... Как быть со старым змеем, который уже не может сбросить свою старую кожу и поэтому называет всех тех, кто её сбрасывает, — голыми и бесстыжими?

И как быть с тем, кто приходит самым первым на свадебный пир, а когда, наевшись, устанет и уходит, то говорит, что все пиры — это лишь нарушение порядков, а те, кто пируют, — нарушают законы?

И что для них Солнце, если не простой создатель теней?

Но вы, кто идут лицом к Солнцу, — разве тени на бренной земле остановят вас?

И вы, кто в дружбе с ветрами, нужен ли вам вертящийся флюгер, чтобы указать путь.

... Кто может приказать жаворонку замолчать?

И что, как не частицу вас самих, хотелось бы вам сбросить, чтобы обрести свободу?

Потому что (истинное) "Я" — море, которое не имеет границ и которое невозможно измерить.

... Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведёт к порогу вашего собственного ума.

Зрящий звезды может рассказать вам о своём понимании пространства, но он не может дать вам своего понимания.

Музыкант может петь вам о ритме, который везде, но он не может дать вам слух, чтобы уловить этот ритм, или голос, чтобы его повторить.

И тот, кто сведущ в науке о числах, может рассказать вам о мире мерностей и отношений, но он не может провести вас туда.

Потому что прозрение одного человека не простирает свои крылья на другого.

И каждый из вас стоит в одиночку перед Ним, и каждый их вас должен быть одинок в своём знании Его и в понимании Земли.

Жаль, что олени не могут учить быстроте черепах.

Вернуться к содержанию

'СЕМЬ ДОЛИН. ЧЕТЫРЕ ДОЛИНЫ'* — Бахаулла

БАХАУЛЛА — СЕМЬ ДОЛИН.
ЧЕТЫРЕ ДОЛИНЫ *

… Раскрою… тебе святые и блистающие знамения от долин славы, дабы привлечь тебя ко двору святости, приближённости и красоты — и привести тебя к вершине, на коей не узришь ты в Творении ничего, кроме Лика Возлюбленного тобою!

Мир тому, кто следует Прямым Путём!

Истинный искатель устремлён лишь к предмету своих желаний, и у любящего нет иного намерения, кроме соединения с Возлюбленным.

Но ищущий не обрящет искомого, если не пожертвует всем. Сие означает, что всё, им (ранее) виденное, слышанное и понятое, надлежит отринуть, дабы войти в Царство Духа, Оно же и есть Град Божий!

Нужно трудиться, если хотим мы обрести Его; нужно пылать, если мы чаем вкусить мёда соединения с Ним; и, пригубив от чаши сей, — мы отринем бренный мир.

Путник в сем странствии — всякой страны жилец, всякого края обитатель. Во всяком лике взыскует он красоты Друга, в каждой стране ищет он Возлюбленного. Он входит в любое собрание и ищет близости со всякой душою, ибо в чьём-то сознании может он обнаружить тайну Друга, в чьём-то лике — узреть красоту Возлюбленного.

Если с Божией помощью найдёт он на сем пути следы Друга, Который не оставляет следов, и чрез небесного посланника вдохнёт (Его) благоухание… — он вступит прямо в Долину Любви и растает в её Огне.

Удивительно: хоть Возлюбленный явен, как Солнце, беспечные продолжают гоняться за мишурой и златом!

Освободись от того, что алчет твоя (земная) страсть; затем сделай шаг навстречу Господу твоему!

Очистись от всего, кроме Него, — дабы отдать жизнь свою Его Любви!

Бедность, о коей здесь идёт речь, означает нестяжание вещей тварного мира — и богатство в вещах мира Божия.

Ибо стóит истинно любящему и верному другу достичь присутствия Возлюбленного — как искры от красоты Возлюбленного и жар от сердца любящего воспалят пламя и сожгут все покровы и пелены. О да, всё, чем он владеет, — от сердца до кожи — займётся Огнём, в коем ничто не уцелеет, кроме Друга!

Избегай порога Истинного, если ещё обладаешь «земными» качествами!

Воистину, мы принадлежим Богу, и к Нему возвращаемся!

Вовек не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал нам Бог.

… Один из пророков Божиих спросил: «О Господь мой, как нам достичь Тебя?» И ответом было: «Откажись от себя — и тогда постигнешь Меня!».

… Любовь есть Свет, Который никогда не проникнет в сердце, обуреваемое страхом.

Мир тому, кто следует Прямым Путём!

Вернуться к содержанию

'УЧЕНИЕ СУФИЕВ'* — Хазрат Инайят Хан

Рекомендовать эту прекрасно написанную и насыщенную чёткими, лаконичными формулировками о духовном Пути книгу надо, всё же, с той оговоркой, что её автор в те годы своей проповеднической деятельности ещё не обладал полнотой высших знаний. Например, он не понимал эволюционный смысл нашего пребывания на Земле и утверждал, что причина наших земных жизней в том, что Богу как бы скучно в Его "непроявленном" состоянии, Он хочет "ощутить" Самого Себя и для этого Частицы Себя засовывает в человеческие тела... (Это — по-видимому, прекрасный медитативный образ, полученный автором от его шейха, но воспринятый не критически: как истина, а не как один из приёмов работы сознания).

По этой же причине непонимания механизма Эволюции Вселенского Сознания автор не нашёл в своём мировоззрении место "закону кармы" и трактует его некомпетентно.

Автору также в то время ещё было неведомо состояние Творца в Его Обители, где Он пребывает в Великом Покое и не проявляет Себя в виде Божественного Пламени.

Но другие разделы религиозного знания проработаны автором блестяще, и мы сейчас познакомимся с наиболее существенными цитатами из них.


У суфизма нет и никогда не было начала, и он никогда не возникал как историческое явление, он существовал всегда, потому что Свет всегда был внутренней сущностью человека. ... Суфизм был практикуем всегда, а его провозвестниками были люди сердца...

Когда пришёл Христос, суфии были в числе первых, прислушавшихся к Его Учению, а во времена Мухаммада суфии с горы Джафа первыми откликнулись на его призыв. ... Именно Мухаммад открыл суфиям путь в Аравию, где у них появились многочисленные последователи... Оттуда суфизм проник в Персию. Однако, где бы суфии ни высказывали свои свободные взгляды, они неизменно страдали от нападок господствующей религии.

Искусство суфизма достигло совершенства в Индии, которая очень долгое время была страной высшей духовности.

С течением времени суфизм напитался от многих религий, и сам, в свою очередь, повлиял на многие из них.

В древнейшие времена было основано Братство Чистоты — Сафа. Его главная установка была такова: познай себя — и познаешь Бога. Эти братья, познавшие свою природу, и были суфиями, потому что суфизм есть учение о самопознании.

В каждой школе (суфизма) цель остаётся одной и той же, меняются лишь методы её достижения. Высшей целью всякой суфийской школы было и остаётся достижение того Совершенства, которому учил Иисус Христос и о котором в Библии сказано: "... Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Метод суфизма в основе своей всегда один — избавление от своего "я". Но какого "я"? Не настоящего, а ложного "я", от которого человек зависит и исходя из которого считает себя кем-то отличным от других. Отказавшись же от этого ложного "я", он даёт возможность своему подлинному "Я" проявить себя в видимом мире. Суфийский метод позволяет раскрыться... истинному "Я" — вечному, которому принадлежат все силы и красота.

Многие люди говорят: "Мы верим только в Моисея или в Христа". Другие утверждают, что верят лишь Ведам или другим древним священным писаниям. Но для суфия неважно, кто именно сказал то или это; важна суть того, что было сказано.

Суфий видит истину в каждой вере. Он никогда не скажет, что та или другая религия — не его.

И всё же истинная мечеть суфия — в его сердце, в котором живёт Возлюбленный...

Суфизм есть религия — если кто-то хочет учиться по нему вере; он есть философия — если кто-то хочет учиться по нему мудрости; он есть мистицизм — для того, кто стремится быть руководимым им в раскрытии своей души. ... Он есть Свет, он есть Жизнь, питающая каждую душу и возвышающая смертного до бессмертия. Он — послание Любви, Гармонии и Красоты. Это — Божественное Послание. ... (Оно), однако, заключено не в словах, а в Божественном Свете и Энергии, которые исцеляют души, даря им покой и мир Бога.

Уязвимое место человека всегда заключается в том, что он считает истиной лишь то, что привычно, а то, что он не приучен слышать или о чём думать, — пугает его. ... Но путь к Совершенству означает возвышение над ограничениями, устремление на такую высоту, откуда глаз уже не может различить границ отдельных стран или континентов, а видит весь мир целиком. Чем выше поднимаешься, тем шире становится горизонт.

...То, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого. На Востоке, в месте, где должно выражать уважение, люди покрывают голову шапкой или тюрбаном, тогда как на Западе в тех же самых случаях следует снимать шапку, то есть всё делается точно наоборот. На Востоке прежде, чем войти в индуистский храм, в мечеть или другое священное здание, необходимо разуться; на Западе не дозволяется являться в церковь босиком.

Религия суфиев — только Любовь, поэтому (иные) предписания прочих религий — ничто для него.

Задача суфия — снять покровы. Душа человека так плотно сокрыта всевозможными вибрациями, что сама себя не может под ними разглядеть. Посредством медитации и особых практик суфий сперва "убирает" физическое тело и обозревает то, что он может увидеть без него. Затем он отстраняет себя от астрального плана, на котором человек живёт в своих мыслях и чувствах — и он видит, что осознает (себя) без этого плана.

... Человечество можно разделить на три основные группы. В первую группу входят люди-животные, во вторую — люди-демоны, а в третью — человеческие существа.

Человек-животное думает лишь о еде и питье, его поступки ничем не отличаются от действий животного, ограниченного удовлетворением естественных потребностей.

Человек, наделенный демоническими качествами, — тот, в ком "я", эго, стало настолько сильным и мощным и поэтому столь слепым, что практически полностью вытеснило всякое чувство благородства, доброты, справедливости. Такое существо черпает удовольствие в страданиях другого, отвечает злом на добро, испытывает наслаждение от дурных поступков. Число принадлежащих к этой группе велико.

Затем есть разумный человек...

Махатма есть просветлённая душа. Он смотрит на жизнь с другой точки зрения. О других он думает больше, чем о себе; его жизнь посвящена благодеянию; он не ждёт признательности или награды за всё, что делает для других, ... он не ищет хвалы и не боится хулы. Соединенный одной стороной своего существа с Богом, а другой — с (материальным) миром, он живёт так гармонично, как это возможно.

Почему он вынужден сражаться? Ответ таков: всегда есть противоборство между человеком, стремящимся ввысь, и встречным ветром, относящим его назад. Постоянное сопротивление этого ветра ощущается каждым, кто делает шаги на пути прогресса. Ветер — это конфликт с самим собой, конфликт с другими, конфликт с окружающими обстоятельствами, конфликт, возникающий из всего до тех пор, пока каждая часть Махатмы проверяется и пробуется, пока его терпение не будет полностью истощено, а его эго разрушено. ... Таково... положение воина, вступившего на путь духовности, потому что всё — против него: друзья, хотя они и не знают об этом, враги, обстоятельства, окружение, собственное "я".

... Если слова оскорбления и действия, продиктованные отвращением или ненавистью, ... встречают отклик, то это создаёт ещё большую дисгармонию в мире. Давая дорогу дисгармонии, мы позволяем ей расти и множиться. Откуда взялись великие разногласия, волнения и раздоры, которые мы сейчас видим преобладающими в мире? Похоже, из пренебрежения тем фактом, что дисгармония создаёт дисгармонию, и она будет множиться. Если человека оскорбляют, у него возникает естественная потребность ответить ещё большим оскорблением. В результате, он получает кратковременное удовлетворение, что хорошо ответил, но та энергия, что исходила от обидчика, (значит), повлияла на него, и эти две силы... создали (ещё) большую дисгармонию.

"Непротивление злу"... означает не возвращать дисгармонию, пришедшую к вам, не уподобляться человеку, играющему в теннис и отбивающему мячик своей ракеткой.

... (Гармонию) можно сравнить со скалой в море: в ветер и бурю она твёрдо стоит; волны яростно набрасываются на неё, но скала выдерживает их натиск, позволяя им биться о себя. Борясь с дисгармонией, мы увеличиваем её; отказываясь от борьбы с ней, мы отстраняемся от подливания масла в огонь, который в противном случае увеличился бы и повлёк за собой разрушения.

(Если же приучать себя "парировать" зло, то) стремление противоречить в конце-концов разовьётся в человеке в страсть — так, что он начнёт противоречить даже собственным идеям, если их выскажет другой.

Чтобы сохранить гармонию, суфий..., взглянув на проблему с позиции другого человека, ... воспринимает его точку зрения вместо того, чтобы настаивать на своей.

Он внимательно наблюдает за каждым своим движением и выражением — так же, как и за другими людьми, пытаясь сформировать созвучный аккорд гармонии между собой и другими.

Жизнь в (материальном) мире имеет постоянный раздражающий эффект, и, чем тоньше мы становимся, тем тяжелее это становится для нас. Приходит время, когда, чем более смиренным, исполненным доброй воли, более добрым и благосклонным становится человек, — тем хуже для него становится жизнь. Обескураженный, он покатится вниз; но, если он сохранит свою храбрость, — то в конце-концов обнаружит, что это не проигрыш, поскольку его силы настолько возросли и достигли такого уровня, такой степени, что теперь его присутствие, слово, действие будут управлять мыслями, чувствами и действиями других. Его собственный ритм станет могущественным и будет задавать ритм для каждого, кто за ним последует.

Но, чтобы устоять под напором рассогласованности, идущей извне, мы должны сперва практиковать устойчивость против всего того, что приходит изнутри, из нашего собственного "я".

Быть смиренным означает найти удовлетворение в самоотречении8.

Самоотречение не может быть добродетелью, если оно является результатом беспомощности и развивается в неудовлетворённость. Природа... эго — негодовать по поводу всего в жизни...; но, если человек смиряется перед лицом трудностей и в то же самое время испытывает удовлетворение, то, даже не получив желаемого, он возвышается над ним. Поэтому истинно смиренная душа даже (такое внешнее) поражение воспринимает как успех.

Смирение — качество святых душ.

Какое бы положение человек ни занимал в жизни, какой бы властью ни обладал, всегда найдётся более могущественная воля, явленная в той или иной форме. Поистине, это — Божественная Воля. Сопротивляясь Божественной Воле, человек может разрушить сам себя; но смирение перед Божественной Волей раскрывает перед ним Путь. Смирение имеет природу воды: если что-то преграждает дорогу, она берёт другое направление и всё равно течёт, продолжая свой путь, пока не встретится с океаном. Вот почему святые души шли по пути смирения и всё же сохраняли свою волю живой. Эта воля имеет силу прокладывать свой Путь.

Переносить постоянное давление окружения, быть загруженным ответственностью, страдать от враждебности, — это намного тяжелее и величественнее, чем быть аскетом в джунглях.

Величайшая и высочайшая цель, которую должна достичь каждая душа, — это Бог. Во всём необходимо самоотречение, а эта высшая Цель требует высшего отказа от себя.

Предметы и живые существа кажутся разделёнными на поверхности существования, но под поверхностью на каждом плане они всё более сближаются, пока, наконец, на самом последнем и потаённом плане не сливаются в Одно.

Каждое нарушение покоя на поверхности малейшей части существования внутренне поражает Целое. Поэтому каждая мысль, слово или действие, нарушающие мир, являются неправдой, злом и грехом, а те, что восстанавливают мир, — правдой, добром или добродетелью.

Беспокойство малейшей части жизни беспокоит Всё и возвращается как проклятие на того, кто это беспокойство причинил, а любой покой, производимый на поверхности, утешает Целое и возвращается к своему источнику в виде покоя. Эта философия подчёркивает идею воздаяния за добрые дела и наказания за плохие; ...(воздаяние и наказание) совершают высшие силы.

... Мудрецы всех эпох... старались научиться лишь одному — смирению перед Волей Бога. Таким образом они достигали уровня, на котором могли воспринимать вещи с точки зрения Бога.

Жизнь — это место, где необходимо двигаться нежно. В мыслях, речи или действиях надо держать под контролем ритм; во всём, что делаешь, необходимо соблюдать закон гармонии.

Единственный способ обрести удовлетворение и покой — нырнуть в Океан Любви, и тогда станет очевидно, что в мире нет ничего несправедливого; никогда больше мы ничего не назовем несправедливым. Этого уровня достигают мудрецы. Они называют его зенитом мудрости.

... Самосожаление — худшее из несчастий. Оно переполняет человека, и он не видит ничего, кроме своих проблем и болей; и тогда ему кажется, что он — самый несчастный, несчастнее всех в мире.

Подчас мы находим удовлетворение в самосожалении. Причина этого лежит в присущем нам от природы стремлении искать удовлетворения в любви, но, когда мы прикованы мыслями лишь к себе, — мы начинаем любить лишь самих себя, и тогда самосожаление растёт... Но любовь к себе всегда заканчивается неудовлетворённостью, потому что "я" не было создано для того, чтобы быть любимым: оно было создано, чтобы любить.

Первое условие любви — забыть о себе. Нельзя любить кого-то другого и себя одновременно, и, если человек говорит: "Ты дай мне то, а я в ответ дам тебе это", — это странная любовь, больше похожая на торговлю.

Эго человека — ложное эго, Эго Бога — истинное Эго. Но что такое эго? Эго есть часть линии: один её конец — это Эго Бога, а другой — эго человека, причём последнее ложно из-за того, что человек окутал его иллюзиями, называя это своим "я". Поэтому, как только это эго оказывается разрушено любовью, мудростью или медитацией, — рассеиваются окутывающие его облака и подлинное Эго — Эго Бога — проявляет себя.

Кто-то замечает обстоятельства только собственной жизни, а кто-то смотрит и на жизнь многих других людей, — это и есть разные горизонты.

... Мы говорим, что то или это делает нас несчастными, но истинная причина — в отдалении (от Бога); душа несчастлива в своей изоляции.

Появляется стремление отмахнуться от всего, изолироваться от всех остальных. Но цель рождения на Земле состоит не в этом. Она заключается в том, чтобы обрести Совершенство...

... Смерть — это просто освобождение души от ограничений и из величайшего плена. Смерть — не что иное, как снятие с души одной её одежды и возвращение этого покрова тому плану, с которого он был взят...

... Уже сегодня мы должны отказаться от своего тела, чтобы мы не испытывали боли при потере того, что мы считаем самым драгоценным.

Физическое тело тяжело давит на душу, и в тот день, когда эта ноша удалена, душа испытывает облегчение; её способности, стремления, вдохновение, силы — всё проявляется с большей свободой. Так что смерть — это не потеря.

Что приводит нас к смерти? Либо тело — слишком ослабевшее, чтобы как следует служить душе, либо душа — исполнившая своё предназначение на этом плане и не нуждающаяся больше в теле.

Душа, притягиваемая магнетической силой Божественного Духа, вливается в Него с радостью, невыразимой в словах, подобно летящему солнцу, отдающему себя в руки своего Возлюбленного. Глубина этой радости столь велика, что ничто из того, что душа когда-либо переживала в своей жизни, не давало ей такого забвения своего "я"; однако это забвение "я" становится в действительности подлинным самоосознанием.

Именно тогда душа полностью осознает: "Я существую". (Но) лишь душа, которая достигает этой стадии осознавания сознательно, испытывает (те) высочайшие переживания.

... Бог говорит с каждым, не только с посланниками и учителями. Он говорит ушам каждого сердца, но не каждое сердце слышит Его. Его голос громче грома, и Его Свет ярче Солнца — если только можешь слышать Его, если только можешь видеть. Чтобы услышать и увидеть, человек должен убрать эту стену, эту преграду, которую он сделал из своего "я".

... Следующая вещь, которую мы узнаём, состоит в том, что для достижения желаемого одного только элемента любви недостаточно: кроме любви нужна мудрость — та мудрость, которая пробуждается в гармонии и настраивается в лад с космическими силами, помогая человеку обрести желаемое.

Человек лишь до тех пор гордится своей опытностью, пока не увидит, как громаден мир. ... Чем больший опыт приобретает человек, тем глубже он осознаёт, как мало знает.

... В своей великой поэме персидский поэт Ираки рассказывает нам, как он пришёл к воротам Возлюбленного и постучал в дверь, и голос ответил: "В этом жилище нет места для кого-либо ещё. Возвращайся туда, откуда ты пришёл", — и он вернулся обратно. Затем, после долгого времени и после прохождения через процесс несения креста и будучи распят, он пришёл снова, на этот раз исполненный... самозабвения, и постучал в дверь, и пришло слово: "Кто ты?", — и он сказал: "Ты — единственный, ибо никого больше не существует, кроме Тебя". И Бог сказал: "Войди в это жилище, ибо теперь оно принадлежит тебе".

... Если какая-нибудь воля ещё может быть в нём обнаружена — то это Воля Бога.

Вернуться к содержанию


Литература

1. Бахаулла — Семь долин. Четыре долины. СПб, 1996.

2. Джебран Халиль Джебран — Пророк. Совершенство. Последнее бодрствование. Душа. "Алмазный Путь", Минск, 1997.

3. Мухаммад-Ханов М. — Истинные и ложные последователи тариката. "Сб. сведений о кавказских горцах", вып. 4, Тифлис, 1870.

4. Условие веры, хадисы. Тюмень, 1991.

5. Хан Х. И. — Учение суфиев. М., "Сфера", 1998.